четверг, 30 апреля 2020 г.

Урок ОБЖ: как сделать его интересным


Основы безопасности жизнедеятельности (или ОБЖ) - это учебная дисциплина для воспитания в учениках культуры безопасного поведения. Во время уроков ОБЖ дети должны узнавать:
  • Что такое безопасность, в чем ее ценность, и какова взаимосвязь между нашими ответственными действиями и нашей безопасностью (а также безопасностью наших близких)?
  • Какие опасности существуют в современном мире? Какие из них могут подстерегать на каждом шагу? Какие из ситуаций происходят реже, и почему это не означает, что мы не должны оставаться начеку?
  • Как предотвращать возникновение опасных ситуаций, и как справляться с их последствиями?
Таким образом, на уроках ОБЖ дети учатся смотреть на мир незатуманенным, ясным взглядом, различать все возможные риски, правильно их оценивать и совершать адекватные ситуациям действия. Кроме того, урок ОБЖ потеряет очень большую смысловую нагрузку, если не будет содержать разговора о том, почему же безопасность - это не пустое слово из взрослого вокабуляра, а катастрофически важная и очень ценная штука.

2 главных принципа интересного урока ОБЖ

В основе интересного и полезного для учеников урока ОБЖ лежат два базовых принципа. Вот они:
1. Актуальность
Любая информация должна так или иначе соотноситься с актуальными потребностями и интересами учеников. Изучаете правила оказания первой медицинской помощи? Прежде всего обсудите, почему эти знания полезны для ваших юных подопечных. Возможно, кто-то уже попадал в ситуацию, в которой эта информация оказалась бы весьма кстати? 
Чтобы размышления об основах безопасности не казались детям совсем уж оторванными от жизни и искусственными, ищите способы связать тему с интересами учеников. Например, можно обсудить правила поведения при пожаре на примере действий героя популярного фильма. Для этого учителю всегда необходимо понимать, в каком информационно-культурном поле находятся его ученики, чем они увлекаются, чем «дышат»
2. Положительные эмоции
Взрослым людям часто кажется, что лучший способ оградить ребенка от опасности - напугать его страшными последствиями, которые обязательно проявят себя во всей красе, если ребенок будет плохо себя вести. К примеру, во время профилактических бесед о вреде наркотиков детям показывают страшные кадры, от которых в горле застревает ком, и внутри становится невыносимо холодно. Эту взрослую привычку запугивать подрастающее поколение учителя часто переносят и на свою работу. И вот тут-то урок ОБЖ может стать раздольем для взрослых любителей страшилок. Ведь в мире столько всего ужасного: и лесные пожары, и террористическая угроза, и падающие с крыш сосульки в конце концов! Вот только ни одному нормальному человеку не захочется регулярно ходить туда, где тебя пугают, где в любой момент момент можешь ощутить горечь, страх, даже отчаяние и вообще целую палитру неприятных эмоций. 
Напрашивается вопрос: как же быть учителю, ведь мир, с которым мы знакомим детей, действительно неидеален? Помните, что уроки ОБЖ посвящены вообще-то не столько опасностям, сколько безопасности. Учителю важно актуализировать, насколько приятной и радостной может быть безопасная жизнь, чтобы ученикам захотелось стать маленькими супергероями, которым под силу сотворить настоящее чудо - сделать свою жизнь безопасной. 

5 советов, как сделать урок ОБЖ интересным

А теперь давайте перейдем от теории к практике. Что может и должен сделать учитель, чтобы у учеников пропало желание прогуливать ОБЖ? Вот несколько советов.
1. Используйте интерактивный подход 
Ни один живой человек не сможет вынести сорокаминутного рассказа о том, как правильно жить. Урок ОБЖ не должен предполагать исключительно лекционный или дискуссионный формат. Другими словами, на этих уроках дети под руководством учителя могут не только слушать, конспектировать и обсуждать полученную информацию. В основе интерактивного подхода лежит сочетание различных игровых и творческих практик, командной и индивидуальной работы. Также этот подход предполагает определенную свободу выбора и высказывания, которой наделены учащиеся. В течение всех уроков старайтесь сочетать разные формы активностей: предлагайте детям посмотреть видеоролик, прочесть или прослушать отрывок текста, выполнить тест, нарисовать рисунок и пр.  Позволяйте детям проявлять инициативу. Предоставьте ученикам возможность периодически выступать с докладом на любую интересующую их тему или придумайте другой способ подарить им порцию свободы, которая является топливом любого комфортного и увлеченного обучения.  
2. Отрабатывайте навыки на практике
Теоретические знания не должны всегда оставаться теоретическими, особенно если речь о таком предмете, как ОБЖ. В противном случае они очень скоро выветрятся из памяти. Но, к  сожалению, частенько преподаватели по разным причинам пренебрегают практикой. Устраивайте уроки с отработкой навыков как минимум один раз в полтора месяца. К примеру, изучив тему оказания первой медицинской помощи, стоит попрактиковаться на учебных манекенах.   
3. Обсуждайте актуальные темы, даже если они не входят в официальную программу
Многие темы, напрямую связанные с безопасностью в современном мире, не входят в утвержденную программу по ОБЖ. Однако это не означает, что опытный и вдумчивый учитель не сможет грамотно интегрировать изучение интересного и актуального для учеников материала в официальную программу. Возможно, ваши ученики захотят углубиться в тему информационной безопасности, безопасности при пользовании всемирной сетью? Или им захочется побольше узнать о потребительской безопасности, то есть о том, как не стать жертвой обмана, совершая покупки? Проведите опрос среди учеников и узнайте, какая тема им ближе. Изучение дополнительного материала лишь углубит заинтересованность детей в предмете в целом.
4. Организуйте встречи с приглашенными гостями
ОБЖ - предмет о реальной жизни и в этом его преимущество. На урок литературы вы едва ли сможете пригласить Гоголя, а на урок математики - Пифагора. Зато среди жителей современных городов достаточно людей, которые профессионально разбираются в различных тонкостях безопасной жизни. Врачи скорой смогут рассказать о правилах и секретах оказания первой медицинской помощи лучше любого учебника. Дети с куда больши удовольствием послушают о правилах поведения при пожаре от настоящих пожарных! Очень многие специалисты своего дела с радостью и энтузиазмом отзовутся на приглашение на открытый школьный урок. И инициатором подобных предложений должен быть активный, влюбленный в свой предмет учитель. Кто, если не он? 
5. Ищите связи с другими школьными предметами
Не секрет, что любая информация усваивается и запоминается намного лучше, если она встроена в контекст. Мы уже сказали о том, что знания, приобретаемые учениками на уроках ОБЖ, должны быть встроены в контекст их реальной внешкольной жизни. Но и находясь в школе, ученик проживает свою маленькую историю - историю обучения. И если вы знаете, что именно ваши ученики изучают на других уроках, вы можете умело этим пользоваться! На классном часе, посвященном истории мировых религий, детям рассказали о Всемирном потопе? Самое время обсудить правила поведения при наводнении. На уроке истории они изучают Отечественную войну 1812 года? Почему бы не вспомнить о том, как горела Москва, обсуждая безопасные действия при пожаре? Не бойтесь придумывать, порой самые безумные идеи могут оказаться самыми эффективными.
И помните, что не бывает менее важных или менее интересных предметов. Все зависит лишь от учителя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий