Методические рекомендации


ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»
Кафедра безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья

Методическая поддержка
дистанционного обучения в ОО по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» с применением электронного обучения
 и дистанционных образовательных технологий

В соответствии с техническими возможностями образовательная организация может обеспечивать процесс обучения по предмету ОБЖ в условиях дистанционного режима в форме учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий. Рекомендуется планировать свою педагогическую деятельность с учётом возможностей обучаемых и системы дистанционного обучения, создавать и использовать простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания.
Основными трудностями в организации обучения в дистанционной форме может стать аппаратная оснащенность образовательной организации и обучаемых, наличие и доступность соответствующего программного обеспечения и интернет ресурсов.
Такая форма обучения может предполагать использование интерактивного взаимодействия между учителем и обучающимися. В условиях дистанционного обучения существуют различные способы организации такого взаимодействия он-лайн, офф-лайн и смешанно. Для проведения занятий в режиме он-лайн требуется подключение к интернету со скоростью не менее 50 Мбит/сек., веб-камера. Для занятий офф-лайн могут быть использованы различные чаты, блоги, электронные почты, предметные сайты и платформы. Возможности современных цифровых технологий позволяют создавать как письменные, так и голосовые сообщения для взаимодействия, которое может быть организовано как в режиме онлайн, так и в режиме офлайн. Учащимся можно предложить совместно составить диалог, задать интересующую их тему для обсуждения на форуме или в блоге, организовать обмен выполненными работами для оценивания и комментариев.  
Особое внимание следует уделить контролю за деятельностью и результатами обучения. Контроль в дистанционном режиме обучения представлен в двух видах: автоматизированный, осуществляющийся программой – тренажёром, и ручной, осуществляющийся учителем. Автоматизированный контроль требует минимума усилий от педагога, однако не все тренажёры дают возможность видеть информацию по качеству выполнения, затраченному времени. Традиционный вариант оценивания работы обучаемого так же может быть осуществлен в данной форме обучения. Для этого может быть создана отдельная электронная почта, на которую обучаемые будут высылать свои выполненные задания. Повышению эффективности выполнения заданий способствует обозначение четких сроков их выполнения. Также необходимо разрабатывать критерии и шкалу оценивания заданий в соответствии с нормами оценивания компетенций учащихся. Оценивая ответ обучающегося, учителю необходимо выражать своё отношение к работам школьников в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций.

Варианты организации обучения основ безопасности жизнедеятельности условиях дистанционного обучения
1.                Организация процесса обучения в режиме он-лайн в форме урочной системы на регулярной основе: использование средств видеосвязи (различные сервисы – скайп, ватсап, платформы обеспечения видеосвязи в формате видеоконференции). На ресурсе создаётся группа, к которой присоединяются все обучающиеся класса. Урок должен проводится в обычном режиме. При поддержке режима видеоконференции можно подключать обучающихся для ответа на задания, используя различные инструменты. Необходимо помнить, что продолжительность занятия регламентируется возрастными особенностями учащихся и не может составлять более 30 минут. Также важно помнить о смене видов деятельности для соблюдения СанПиНов. Во время занятия возможно использование как традиционных учебно-методических комплектов на бумажной основе, так и цифровых, которые можно загрузить или получить временный доступ к ним на сайтах издательств.
2.                Организация обучения в режиме офф-лайн.  В этом варианте наиболее эффективным является использование электронных форм учебников, ресурсы учебных платформ с готовыми материалами уроков по предмету. При составлении плана урока необходимо отдавать предпочтение ресурсам, обеспечивающим возможность контролировать деятельность обучающихся, иметь доступ к журналу учёта выполнения заданий.  
Этот режим дистанционного обучения предполагает также использование ресурсов различных образовательных сайтов, в первую очередь сайтов тех издательств, чьи УМК используются в образовательном процессе. Можно использовать ресурсы других образовательных сайтов, однако следует учитывать наличие профессиональных рекомендаций относительно этих ресурсов.
3.                Сочетание офф-лайн и он-лайн обучения. Основная часть процесса обучения осуществляется в режиме офф-лайн. Учитель размещает задания на школьном портале или иной платформе, обозначает объём и сроки выполнения заданий, способы получения обратной связи, а также критерии оценивания. По возможности организуются индивидуальные сессии с использованием видеосвязи для консультаций, контроля образовательных результатов. В этой модели должны быть предусмотрены он-лайн уроки с использованием видео технологий. Частота таких занятий должна составлять не менее 1 урока в теме.

Краткий обзор ресурсов для использования в процессе обучения ОБЖ в условиях дистанционного режима

1.     Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/subject/ Сайт имеет готовые уроки по ОБЖ с 8 по 11 класс. Уроки дополнены видеоматериалом и системой тестового контроля.
2.     ИнтернетУрок. https://interneturok.ru/ Так же есть готовые уроки по тематике ОБЖ, видеоматериалы. Однако не все тематики. Нет контроля.
3.     Система коммуникации Skype. https://www.skype.com/ru/ Возможно ведение видеоуроков (группы до 25 человек). Возможна организация чатов.
4.     Социальная сеть «В Контакте» https://vk.com/ Прямые видеоконтакты (звонки). Создание групп, чатов. Есть ресурсы в помощь преподавателю по подбору материала к уроку.
5.     Платформа Zoom. https://zoom.us/ Платформа для проведения видеоконференций и вебинаров, создание цифровых классов.
6.     Сайт издательства «Просвещение» – до 24 апреля для всех российских школ будет открыт доступ к цифровой образовательной среде Skyes School – совместному продукту Skyeng и группы компаний «Просвещение». https://edu.skyeng.ru/  
7.     Корпорация «Российский учебник» – https://rosuchebnik.ru/   – бесплатный доступ к ЭФУ, электронным ресурсам, вебинарам по вопросам организации дистанционного обучения.

Зотов И.В. – старший преподаватель кафедры.


Информационное сопровождение:



Видеоуроки по ОБЖ 8 класс http://xn--b1aedk6a.xn--90akw.xn--p1ai/videouroki-obzh/videouroki-obzh-8-klass/

Видеоуроки по ОБЖ 5-11 классы http://xn--90akw.xn--p1ai/metodika-obzh/videouroki-obzh-8-10-11-klassy/

ОБЖ – уроки, тесты, презентации, конспекты 8 класс https://kopilkaurokov.ru/obzh?class=8

Ссылка на дистанционный ресурс по основам безопасности жизнедеятельности http://обж.рф/spravochnik/ssylki/

Ссылка на электронный ресурс по основам безопасности жизнедеятельности https://obuchalka.org/vse-knigi-po-obj/

Комментариев нет:

Отправить комментарий